Сайт Дениса Мамонтова Интернет-маркетинг
Услуги
Поисковая оптимизация сайта
Контекстная реклама
Статьи
Контакты

Резюме
C 1999 года работает в Интернет сфере.
Прошел школу от веб-мастера до руководителя проектов.
С 2000 года занимается продвижением сайтов.
Автор цикла статей о баннерных сетях Украины.
С 2002 года занимается оптимизацией сайтов под поисковые системы.
Разрабатывает и проводит кампании контекстной рекламы.
С 2003 года занимается продвижением англозячных сайтов на рынки США и Канады.


Статьи. Методика подбора ключевых слов для международных поисковых систем

Методика подбора ключевых слов для международных поисковых систем

Основной тройкой поисковых систем по состоянию на июль 2005 являются: Google - 46,2%, Yahoo - 22,5% и MSN - 12,6% (Nielsen NetRatings Search Engine Ratings, июль 2005). Эти три поисковые системы занимают 81,3% рынка и большинство SEO-специалистов при продвижении сайтов ориентируются именно на них.

Многие оптимизаторы, работающие на западный рынок, сталкиваются с проблемой отсутствия четкой методики подбора ключевых слов для международных поисковых систем. В распоряжении SEO-специалистов есть сравнительно небольшое количество инструментов, но все они имеют свои достоинства и недостатки.

Давайте их рассмотрим:

Overture Keyword Selector Tool

Достоинства: Репрезентативная выборка, актуальная статистика за последний месяц, подбор ассоциаций ключевых слов, бесплатно.
Недостатки: Объединяет несколько словоформ в одну из-за чего становится невозможно получить детальную статистику.

WordTracker

Достоинства: Актуальная статистика, подбор ассоциаций, удобный интерфейс для ручного подбора слов, формирование отчетов с анализом конкуренции по каждому запросу.
Недостатки: Нерепрезентативная выборка (WordTracker пользуется статстикой Dogpine и WebCrawler, а это чуть болье 1% поискового рынка), платный (хотя есть онлайновые инструменты, которые предоставляют эту же статистику бесплатно)

Тестовая кампания в Google Adwords

Достоинства: real-time статистика, возможность получить статистику по странам.
Недостатки: невозможно получить репрезентативную статистику по конкурентной тематике, т.к. от цены зависит количество показов рекламного объявления.

Поскольку Google занимает почти 50% рынка, поэтому SEO-специалистам было бы интересно подбирать ключевые слова непосредственно под Google. Хотя Google не учитывает МЕТА-тег keywords, подбор ключевых слов, тем не менее, необходимо делать с учетом запросов в Google, т.к. по ключевым словам потом пишутся Title и Description. При предпроектной оптимизации ключевые слова влияют на структуру сайта, названия разделов и т.п. В связи с важностью подбора ключевых слов под Google, мною в течение полугода проводился анализ данных, которые выдает Google AdWords Keyword Tool, а также сравнение их со статистикой заходов на сайты по запросам, которые находятся в десятке результатов поиска Google и со статистикой показов рекламных объявлений в Google Adwords по невозмущенным тематикам.

Статистика поисковых слов, полученная из логов и отсортированная по количеству, сравнивалась с рядом запросов, полученных из Google AdWords Keyword Tool по данной тематике. Процент совпадений оказался довольно высоким (от 75 до 96% по различным тематикам). Я предположил, что Google AdWords Keyword Tool выдает ключевые слова в порядке популярности, т.е. Google AdWords Keyword Tool может служить инструментом для подбора ключевых запросов, но в его выдаче присутствует большое количество "мусорных запросов" - т.е. релевантных запросов, которые не могут быть включены в семантическое ядро по разным причинам.

В середине октября 2005 Google запустил новую версию инструмента по подбору ключевых слов и включил его в Google AdWords. Новая версия инструмента доступна из аккаунта Google AdWords.

Новый инструмент позволяет получить ключевые слова релевантные теме и при этом отсортировать их по количеству запросов или релевантности.

При сравнении результатов выдаваемых Google AdWords Keyword Tool и новым инструментом Google AdWords с сортировкой ключевых слов по популярности оказалось, что в большинстве случаев их результаты идентичны (при одинаковых входных данных - 1-2 запроса). Таким образом, старый Google AdWords Keyword Tool действительно выдает релевантные ключевые запросы по популярности. Но новый инструмент подсказки ключевых слов Google AdWords имеет возможность сортировки ключевых запросов по релевантности, что дает массу преимуществ и существенно упрощает технологию подбора ключевых слов.

Рассмотрим методику подбора ключевых слов на основе нового инструмента подсказки ключевых слов Google AdWords на не очень конкурентной теме: fashion design school.

Шаг 1: Подбор и экспорт ключевых запросов для Google отсортированных по популярности. Вводим запросы соответвующие теме в единственном и множественном числе (как правило, достаточно одного из них, но для полной картины лучше ввести оба), в выпадающем списке выбираем "Популярность ключевых слов", нажимаем "Количество запросов" и получаем список ключевых запросов отсортированных по популярности запросов. Подбор и экспорт ключевых запросов для Google отсортированных по популярности

Под списком нажимаем "Открыть в CSV" и экспортируем данные в MS Excel.

Шаг 2: Подбор и экспорт ключевых запросов для Google отсортированных по релевантности.
Т.к. задача оптимизатора привести на сайт целевой трафик, то нельзя забывать о релевантности запросов. Ведь запрос может быть непопулярным, но очень целевым и если руководствоваться только пупулярностью запросов, то некоторые целевые запросы могут отфильтроваться в процессе создания семантического ядра. Нажимаем "Сортировка по релевантности" и получаем этот же список ключевых слов, но отсортированный по релевантности.

Подбор ключевых запросов для Google отсортированных по релевантности

Далее также экспортируем данные в MS Excel.

Шаг 3: Присвоение рейтингов ключевым словам
На этом этапе мы удаляем из обеих таблиц ненужные запросы типа "fashion designing courses in" (этот запрос, скорее всего, связан с географическим расположением и поэтому в нашем случае не является целевым). Новый инструмент подсказки ключевых слов Google AdWords имеет один недостаток: чем больше ключевых слов мы вводим для подбора, тем меньше релевантных запросов получаем в результатах. Иногда это хорошо, но иногда релевантные запросы не выводятся в результатах, т.к. в соотношении с другими входными запросами они исключаются. Наиболее релевантные результаты получаются при введении 2-3 запросов. В результате мы получили 2 таблицы с 20 ключевыми запросами, отсортированные по популярности запросов и по релевантности.

Присвоение рейтингов ключевым словам

В первую таблицу добавляем колонку "Запросы" и каждому запросу даем баллы в обратном порядке (т.е. первый запрос получает 20 баллов, а последний 1), в таблицу, отсортированную по релевантности, добавляем столбец "Релевантность" и точно также присваиваем запросам баллы в обратном порядке. Это делается для того, чтобы мы сложив баллы обеих таблиц получили показатель, который характеризует популярность и релевантность каждого запроса.

Шаг 4: Рейтинг ключевых слов под Google
Затем мы сортируем обе таблицы по запросам в алфавитном порядке (т.о., мы получаем полное соответствие строк в обеих таблицах) и объединяем таблицы в одну путем удаления столбцов E, F, G, H. Затем добавляем колонку "Рейтинг Google", в которой суммируем столбцы "Запросы" и "Релевантность". Отсортировав таблицу по столбцу "Рейтинг Google", мы получаем список запросов налучших по популярности и релевантности. Фактически мы подобрали список ключевых запросов для нашего сайта под Google.

Рейтинг ключевых слов под Google
Аудитории поисковых систем отличаются. Например, технические работники больше пользуются Google, а среди риелторов доля Yahoo значительно выше чем в среднем на поисковом рынке (видимо это связано с тем, что на Yahoo есть портал по недвижимости), поэтому в зависимости от тематики желательно использовать и другие инструменты ориентированные на другие поисковые системы.

Шаг 5: Статистика Overture и WordTracker
По уже имеющимся запросам собираем статистику в Overture и WordTracker. На этом этапе мы можем выявить еще некоторые целевые запросы и повторить Шаги 1 и 2. В результате мы получаем таблицу с двумя колонками "Overture" и "WT" (для идентичных запросов в единственном и множественном числе в столбце "Overture" данные лучше продублировать, чтобы запросы во множественном числе не выпали из ряда). В примере, продублированные данные выделены одним цветом.

Статистика Overture и WordTracker
В таблицу добавляем столбец "OV+WT", в котором суммируем статистику Overture и WordTracker (так мы сгладим объединение слов в Overture и низкий уровень репрезентативности WordTracker) и сортируем по столбцу "OV+WT".

Шаг 6: Рейтинг ключевых слов Overture и WordTracker
Теперь мы создаем такой же рейтинг для ключевых слов Overture и WordTracker. Добавляем столбец "Рейтинг OV+WT" и каждому запросу даем баллы в обратном порядке (т.е. первый запрос получает 20 баллов, а последний 1).

Рейтинг ключевых слов Overture и WordTracker
Таким образом, мы получаем список запросов, отсортированный по совметной статистике Overture и WordTracker.

Шаг 7: Результирующая таблица запросов
Необходимо отсортировать таблицу полученную на шаге 4 и таблицу полученную на шаге 6 по ключевым словам в алфавитном порядке (т.о. обе таблицы будут соответвовать друг другу построчно). Добавляем столбец "Общий Рейтинг", в котором суммируем столбцы "Рейтинг Google" и "Рейтинг OV+WT". Отсортировав таблицу по столбцу "Общий Рейтинг" и исключив все запросы ниже 10 позиции мы получим десяток запросов для нашего сайта под основные поисковые системы.

Результирующая таблица ключевых запросов

Эта методика дает хорошие результаты, если на первом шаге вводить 2-3 ключевых запроса, и из полученных результатов вручную исключить нецелевые запросы из экспортированных данных после слияния таблиц популярных и релевантных запросов. В случае, когда требуется создать семантическое ядро сайта, у которого несколько смежных тематик или центров прибыли рекомендуется каждую тему исследовать отдельно по методике изложенной выше, и сравнить 2-4 первых запроса всех тематик между собой с помощью Google AdWords Keyword Tool.

Таким образом, мы подобрали ключевые слова с учетом статистики Google, Overture и WordTracker. Возможно, методика несовершенна, но даже с имеющимися недостатками она позволяет подобрать те запросы, которые чаще всего запрашивают пользователи Google по необходимой вам тематике. При этом если опустить шаги 5-7, то эта методика позволяет подбирать ключевые слова не только под англоязычные сайты, но под любые сайты на других языках, которые используются в Google (в т.ч. сайты на русском и украинском языках).

Денис Мамонтов
Доклад был зачитан 4 ноября 2005 года на семинаре "Поисковая оптимизация", г.Киев.

Статьи по теме:

Что такое поисковая оптимизация сайта?
Сети сайтов: Что такое хорошо и что такое плохо?
Особенности поисковой оптимизации сайтов украинских компаний
Особенности поисковой оптимизации интернет-магазинов
Стратегия низкобюджетного продвижения сайта в поисковых машинах
Все статьи >