Сайт Дениса Мамонтова Интернет-маркетинг
Услуги
Поисковая оптимизация сайта
Контекстная реклама
Статьи
Контакты

Резюме
C 1999 года работает в Интернет сфере.
Прошел школу от веб-мастера до руководителя проектов.
С 2000 года занимается продвижением сайтов.
Автор цикла статей о баннерных сетях Украины.
С 2002 года занимается оптимизацией сайтов под поисковые системы.
Разрабатывает и проводит кампании контекстной рекламы.
С 2003 года занимается продвижением англозячных сайтов на рынки США и Канады.


Статьи. 113 правил Usability.

Юзабилити это один из самых важных элементов продвижения сайта. Неудобный сайт пользователь скорее покинет, чем будет разбираться в том, что же хотел донести веб-разработчик или владелец сайта.

Ниже приведены 113 принципов usability, которые помогут не допустить промахов и сделать сайт ориентированным на пользователя. Данные правила составлены по книге "Дизайн Web-страниц. Анализ удобства и простоты использования 50 узлов", Якоб Нильсен, Мари Тахир, Издательство: Вильямс, 2002 г.

Конечно, для полного анализа юзабилити этого недостаточно, но опираясь на эти базовые принципы вы сможете сделать экспресс-анализ юзабилити и исправить допущенные ошибки.

113 правил Юзабилити:
  1. Название и/или логотип компании должны иметь подходящий размер и располагаться в заметном месте (в левом верхнем углу).
  2. Добавить к странице рекламный лозунг, который четко характеризовал, чем именно занимается компания (или для чего предназначен веб-сайт).
  3. Подчеркнуть особенности сайта с точки зрения пользователей, его отличия от основных конкурентов.
  4. Четко выделить первостепенные задачи, чтобы попав на главную страницу, посетитель сразу понимал с чего начинать.
  5. У сайта должна быть только одна "официальная" домашняя страница.
  6. В пределах главного сайта слово сайт должно относиться ни к чему другому, кроме как веб-сайту в целом.
  7. Оформление домашней страницы должно четко отличать ее от остальных страниц веб-сайта.
  8. Сгруппировать информацию о компании, ее инвесторах, связях с общественностью, имеющихся рабочих вакансиях и другие подобные сведения в одном месте.
  9. Необходимо добавить ссылку на раздел "О нас" ("About Us"), в котором содержались сведения о компании и ссылки на более подробную информацию относительно ее товаров, услуг, инвестиций, бизнес-предложений, руководящей команды.
  10. Необходимо добавить ссылку "Связаться с нами" ("Contact Us"), указывающую на соответствующую страницу с контактной информацией о компании.
  11. Чтобы о компании писали в СМИ, добавить к домашней странице "Пресс-релизы" или "Новости компании".
  12. С точки зрения пользователей веб-сайт и компания должны составлять единое целое.
  13. Если вы поддерживаете механизм обратной связи, уточнить - кто будет читать полученные сообщения.
  14. Не размещать на общедоступном веб-сайте "внутреннюю" информацию.
  15. Если на веб-сайте выполняется сбор информации о посетителях, добавить к домашней странице ссылку "Правовая информация" или "Конфиденциальность".
  16. Разъяснить, каким образом веб-сайт "зарабатывает" деньги, если это не очевидно.
  17. Выбирая слова, ориентируйтесь на язык пользователей. Названия разделов должны соответствовать их назначению с точки зрения пользователя, а не компании.
  18. Необходимо избегать чрезмерности.
  19. Не употреблять слишком умных фраз или рекламного жаргона, которые затрудняют понимание.
  20. Строго следить за применением прописных букв и соблюдением речевого форматирования.
  21. Не следует давать название четко обозначенной области страницы, если ее содержимое и так говорит само за себя.
  22. Избегать одноэлементных списков и категорий.
  23. При форматировании использовать неразрывные пробелы между словами, которые по смысловым соображениям должны находиться вместе в одной строке.
  24. Формулируя задания для посетителей необходимо использовать только повелительное наклонение. Эту форму глагола при необходимости можно несколько смягчить.
  25. Прежде чем употребить не встречавшуюся ранее в тексте аббревиатуру, инициалы или акроним, ее/его следует расшифровать.
  26. Избегать восклицательных знаков.
  27. Реже употреблять слова, набранные только прописными буквами, или не употреблять их совсем.
  28. Не вставлять дополнительные пробелы или знаки препинания туда, где это не нужно.
  29. Примеры должны раскрывать, а не просто описывать содержимое сайта.
  30. Каждый пример должен сопровождаться ссылкой на подробное описание данного продукта, а не категории, к которой он принадлежит.
  31. Рядом с описанием конкретных примеров необходимо разместить ссылку на категорию в целом.
  32. Ссылки на подробную информацию о конкретном продукте должны отличаться от ссылок на категорию в целом.
  33. Позаботиться об обеспечении легкого доступа ко всем элементам, которые содержались на домашней странице в последнее время. Для этого создать список последних изменений, а также постоянные архивы удаленного содержимого.
  34. Названия ссылок должны отличаться друг от друга и быть удобочитаемыми.
  35. Не использовать в названии ссылок инструкций общего характера "Нажмите здесь".
  36. Ссылку, стоящую в конце списка элементов, не следует называть неопределенным именем вроде "Еще:" или "Больше:".
  37. Цвета просмотренных и непросмотренных ссылок должны отличаться.
  38. В названии ссылки или группы ссылок не употреблять само слово "ссылка". Чтобы показать, что данное слово или фраза является ссылкой, подчеркните его/ее и выделите голубым цветом.
  39. Если функция ссылки отличается от обыкновенного перехода на другую веб-страницу об этом должно быть сказано явно.
  40. Главная панель навигации должна находиться в заметном месте страницы, предпочтительно рядом с ее основной частью.
  41. Сгруппируйте области навигации, чтобы подобные элементы находились рядом друг с другом.
  42. Не создавайте сразу несколько областей навигации, назначение которых повторяет друг друга.
  43. Домашняя страница не должна содержать активной ссылки на саму себя.
  44. Не использовать в названиях элементов навигации самостоятельно придуманные искусственные слова. В названиях категорий должно быть заложено их различие - если пользователи не поймут выдуманной терминологии, то не смогут различить и категории.
  45. Если на сайте предусмотрена "Корзина" для покупок, создать ссылку на нее на домашней странице.
  46. Пиктограммы для обозначения элементов навигации употреблять только в случаях, когда они способны быстро привлечь внимание посетителей к определенному классу предметов.
  47. Домашняя страница должна содержать поле для ввода поисковых запросов, а не просто ссылку на страницу поиска.
  48. Поля ввода должны быть достаточно длинными, чтобы пользователь смог ввести и отредактировать запрос среднего размера.
  49. К области поиска справа от поля добавить кнопку "Найти" ("Search").
  50. Если расширенный поиск на сайте выполняется не слишком часто, домашняя страница должна обеспечивать проведение простого поиска, с последующей ссылкой на страницу расширенного поиска либо на советы по его проведению.
  51. По умолчанию поиск должен охватывать весь сайт.
  52. Не включать в поисковую систему сайта функцию поиска по Интернету (кроме порталов).
  53. Домашняя страница должна обеспечивать прямой доступ к первостепенным службам сайта.
  54. Не добавлять на сайт службы, не имеющие отношения к его основной тематике.
  55. Не выставлять на сайт службы, которые повторяют стандартные функции обозревателя, такие как выбор стартовой страницы или создание закладки.
  56. Графика должна отображать реальное содержание сайта, а не только служить его украшением.
  57. Фотографии и рисунки должны быть подписаны, если их смысл не до конца понятен из контекста статьи, к которой они прилагаются.
  58. Фотографии и диаграммы должны быть отредактированы в соответствии с основным разрешением экрана.
  59. Для рисунков следует избегать употребления "водяных знаков".
  60. Не использовать анимацию только для того, чтобы привлечь внимание к какому-нибудь элементу домашней страницы.
  61. Никогда не подвергать анимации основные элементы страницы, такие как логотип компании, рекламный лозунг или главный заголовок.
  62. Позвольте посетителю самому решать, хочет ли он видеть анимированную заставку к сайту - не запускать ее по умолчанию (относится к Flash-заставкам).
  63. Ограничить применение различных гарнитур шрифтов и другого текстового форматирования (размеры, цвета).
  64. Использовать высококонтрастные цвета шрифтов и фона страницы.
  65. Стараться обойтись без горизонтальной прокрутки для для наиболее распространенного разрешения экрана.
  66. Все главные элементы домашней страницы должны находиться выше линии сгиба для наиболее распространенного разрешения экрана.
  67. Использовать "гибкую" структуру домашней страницы, чтобы ее размер мог автоматически приспосабливаться к различным разрешениям экрана.
  68. Необходимо быть крайне осмотрительным в использовании логотипов, помимо основного логотипа компании.
  69. Никогда не применять элементы интерфейса, если пользователь не должен на них кликать.
  70. Не увлекаться использованием раскрывающихся списков, особенно если их элементы требуют каких-либо пояснений.
  71. Избегать использование полей ввода, особенно в верхней части страницы, где обычно принято размещать средства поиска.
  72. Title должен начинаться со слова, несущего смысловую нагрузку.
  73. Не включать в Title имя домена верхнего уровня, если только он не является частью официального названия компании.
  74. Не включать в Title словосочетание "домашняя страница".
  75. Title должен содержать краткое описание веб-узла.
  76. Title должен состоять не более чем из семи-восьми слов и содержать не более 64 символов.
  77. Домашние страницы коммерческих компаний должны иметь адрес вида http:// www.company.com, не должны использоваться сложные коды или названия страниц типа index.html.
  78. Если содержание веб-узла тесно привязано к конкретной стране - URL должен содержать домен верхнего уровня данной страны.
  79. Необходимо зарегистрировать доменные имена, содержащие альтернативные, сокращенные, а также наиболее часто употребляемые неправильные варианты написания имени компании.
  80. Если у веб-узла несколько альтернативных доменных имен, выбрать одно из них в качестве "официального" и перенаправлять на него всех посетителей, воспользовавшихся другими адресами.
  81. Заголовки статей должны быть сжатыми, но в то же время описательными, и передавать максимум информации при минимальном количестве слов.
  82. Составить специальное резюме (Summary) для каждой статьи или пресс-релиза, о которых упоминается на домашней странице.
  83. В качестве ссылки на полную версию статьи необходимо использовать ее заголовок, а не подзаголовок.
  84. Если все новости, упомянутые на домашней странице, относятся к событиям последней недели, специально указывать дату и время в подзаголовке каждой из статей не нужно. Исключение составляют лишь действительно важные новости, которые могут обновляться по нескольку раз в день.
  85. Никаких эффектных заставок и промежуточных страниц быть не должно.
  86. Отказаться от раскрывающихся окон (PopUp-ов).
  87. Не применять "маршрутные страницы" для выбора географического местонахождения посетителей (исключение несколько языковых версий и ни одна не является главной).
  88. Рекламные баннеры других компаний следует вынеси "на периферию" страницы.
  89. Рекламные объявления "внешних" компаний должны быть небольшими и неброскими.
  90. Если рекламные объявления размещаются и за пределами стандартной "баннерной области". В таком случае их надо пометить как рекламу, чтобы посетители не перепутали с основным содержанием.
  91. Избегать общепринятых приемов дизайна рекламных баннеров в оформлении основного содержимого веб-сайта.
  92. На сайте не должно быть Приветствий (в буквальном смысле этого слова).
  93. Если веб-сайт "недоступен" или если важные элементы веб-узла перестали работать, необходимо немедленно сообщить об этом на главной странице.
  94. Заранее продумать план работы с узлом на случай внештатных ситуаций.
  95. Не нужно тратить место на выражение благодарностей поисковой системе, дизайнерской студии, любимой марке броузера или применяемой технологии.
  96. Соблюдать сдержанность в перечислении завоеванных наград и титулов.
  97. Не следует автоматически обновлять содержимое страницы (авторефреш).
  98. В процессе обновления страницы обновлять только содержимое, которое действительно изменилось.
  99. Если какой-либо элемент домашней страницы отображается с учетом уже известной информации о конкретном посетителе, не нужно показывать его "общую версию" для новых посетителей.
  100. Не предлагать пользователям средства настройки общего интерфейса страницы (выбор цветовой схемы).
  101. Не ограничиваться простыми ссылками на форму регистрации. Подробно разъяснить посетителям преимущества регистрации.
  102. Прежде, чем спрашивать адрес электронной почты посетителя, проинформировать его о преимуществах и частоте рассылки информационных бюллетеней.
  103. Если на веб-сайте поддерживается общение пользователей посредством чата или другого подобного средства, не ограничиваться только общими ссылками на них (темы обсуждений и расписание конференций).
  104. Не ставить гостевые книги на деловых/корпоративных сайтах
  105. Дату и время указывать только для информации, связанной с реальным временем, новостей, чатов, биржевых котировок.
  106. Показать посетителям время последнего обновления страницы, а не текущее время.
  107. При ссылке на время обязательно указывать часовой пояс (для международных сайтов).
  108. Использовать стандартные аббревиатуры "p.m." или "P.M." (для международных сайтов).
  109. Указывая месяц, использовать его полное название или общепринятое сокращение, а не числовое обозначение.
  110. Указывать процент роста и падения котировок, а не только изменение количества пунктов.
  111. Расшифровывать все биржевые сокращения (за исключением общеизвестных).
  112. Для отображения чисел, имеющих пять и более разрядов, использовать принятый в своей стране разделитель.
  113. Отображая столбец дробных чисел, необходимо выравнивать их по десятичной точке.

Денис Мамонтов

Статьи по теме:

Usability или как сделать сайт удобным.
Как подбрать домен для сайта украинской кампании?

Все статьи >